Игра и речь дошкольниковСреди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. Ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.Рассматривая речевое развитие ребенка, отметим значение постепенного «освобождения» содержания высказываний от конкретной, воспринимаемой ситуации. Такой переход дается дошкольникам непросто. Им, очень трудно говорить о том, чего они не видят и не воспринимают. А вот в игре такой переход происходит как бы сам по себе, без всяких усилий. Высказывания детей, включенные в игру, хотя и опираются на определенные конкретные предметы, никакого отношения к этим предметам не имеют. А происходит это вот как:Саша берет в руку карандаш, машет им в воздухе и говорит: «Я Змей-Горыныч, всех заколдую, вот моя волшебная палочка, она всех превратит в каменных». Казалось бы, никакого отношения обычный карандаш к Змею-Горынычу не имеет. И все-таки этот нехитрый предмет помогает Саше переселиться в другой, сказочный мир и оторваться в своем воображении и в своих высказываниях от того, что он видит и держит в руках.Таня мнет руками носовой платок в пустой тарелке и говорит своей подружке: «Я белье стираю, это мой тазик, а вот порошок, сейчас постираю и пойду с тобой, дочка, гулять, ты пока подожди и поиграй сама». Очевидно, что столь конкретный план действия (постираю, а потом гулять с дочкой пойду) не имеет никакого отношения к манипуляциям Тани с носовым платком. Но именно этот платок помогает девочке взять на себя роль мамы, совершать и планировать характерные для мамы действия.Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.Итак, речь и игра дошкольников очень тесно связаны.«Если ребенок не видит партнера.»
Оказывается, маленькому ребенку, для того чтобы говорить, необходимо обязательно еще и видеть партнера. Очень рано мы пытаемся научить малыша разговору по телефону. Как бы ни привлекало его это занятие, но, увы, на первых порах ничего не получается. В три года дошкольник издает несколько малопонятных звуков или же активно пользуется подсказкой «Как у вас дела?», но чаще всего молчит и на все вопросы отвечает «хорошо». Был проведен такой опыт, разделили детей ширмой, распределили между ними привлекательные предметы и попросили договориться между собой о том, как их можно использовать для совместной игры. Оказалось, что дошкольники очень чувствительны не только к зрительному контакту с собеседником, но и к физическому контакту тоже. Если ребенок - партнера совершенно не было видно, дети всех возрастов моментально прекращали свои дела, вставали с мест и активно искали партнера. Как только расположили их рядом и вновь разделили ширмой так, что локоть друга был виден, а дела его нет, игровое взаимодействие стало возможным. Конечно, эта ситуация была во многом нетипичной, но она позволила установить, что и здесь дети говорили друг с другом только тогда, когда действовали с предметами. У старших детей между тем именно в этой ситуации были замечены высказывания, в которых содержалось объяснение партнеру, учитывались его знания и интересы. Выходит, что разговору по телефону научить все-таки можно. И в реальной жизни к 6—7 годам дошкольники, преодолевая влияние конкретной ситуации, становятся способны говорить, не глядя на собеседника. Но как мы видим, это совсем непростое для них дело. Поначалу малыш пристально всматривается в движущиеся губы собеседника, легко «выпадая» из общения, если к нему не обращаются прямо, выделяя именно его и глядя только на него. Как же научить ребенка речевому общению, как помочь ему стать рассказчиком?Всегда ли уместно слово?С раннего детства он постоянно слышит разнообразную речь: разговаривают взрослые, гремит радио и телевизор. Так происходит быстроенасыщение ребенка речевыми штампами — клише, а потому правомерным является также вопрос и о том, всегда ли уместно слово. Сейчас, как ни странно, довольно часто встречаются дети, как бы перенасытившиеся слышимой речью. Это проявляется в невнимании к говорящему человеку и в собственном нежелании активно пользоваться словом. Бывает и так, что ребенок, мало реагируя на обращенную речь, сам непрерывно разговаривает, оказываясь, таким образом, вне контакта с другими людьми. Чаще всего такие дошкольники с раннего детства находились в условиях разнообразных речевых воздействий.Должны ли и взрослые постоянно говорить с ребенком? Бесконечная речевая активность взрослого, активизирует процесс говорения, но всегда ли это так уж хорошо? Взрослый спешит как можно быстрее ввести ребенка в окружающий его мир, бесконечно что-либо сообщает и рассказывает, но при этом не вступает с малышом в диалог, не проявляет внимания к его собственным впечатлениям и переживаниям, контакт приобретает односторнний характер. Замечено, что у «разговорчивых» родителей и дети постоянно говорят. При любых обстоятельствах и по любому поводу. Оказывается, что такие дети слишком торопятся и при решении задач при складывании мозаики, сборке конструктора, у них явно преобладают слова над делами. Вместе с тем внешняя картина развития такого ребенка кажется безупречной. Дошкольник поражает всех своей «взрослой» речью, умением выражаться сложно, не по-детски формулировать свои мысли. Постепенно дети привыкают к тому, что в контактах со взрослыми можно ограничиться только словами. Напрасные и частые обращения к ребенку постепенно превращают слово в «звук пустой». Взрослый и сам уже не надеется на успех такого контакта, его слово лишь «сотрясает воздух». «Бесполезно, — заметит в сердцах такой родитель. — Ему говори, не говори, он все равно не понимает». Бывают и другие крайности. В семье говорить много не любят. Взрослые в основном в присутствии ребенка молчат. Перебросятся несколькими неполными фразами за вечер, непонятными для ребенка, и все. Со временем и он приобретает привычку больше молчать, чем говоритьКогда начинают говорить с ним, такой ребенок становится до неузнаваемости напряженным, опускает глаза, теребит одежду, отворачивается, всем своим видом обнаруживая необычайную скованность и затрудненность. Ребенок, плохо владеющий речью, оказывается закрытым даже для близких. Как прошел сегодня день, что видел на прогулке, что снилось и т. д. — ни о чем не рассказывает. Такие дети не умеют себя защитить должным образом и в конфликтах со сверстниками, не находя нужных слов, они чаще других пускают в ход кулаки. Им весьма просто приобрести репутацию драчуна и хулигана.Выходит, что, руководя развитием детской речи, мы тем самым организуем общение дошкольника с окружающими, взрослыми и сверстниками. И потому нужно не столько развивать у ребенка его собственную речь, сколько самому взрослому правильно общаться с малышом Не только слово может быть действенным, но выразительный взгляд, ласковое покачивание головой, некоторые запрещающие жесты, обмен улыбками и другими эмоциональными проявлениями. Но ни в коем случае не обособленное молчание, напряжение, рождающее тревогу. Не отмахивание от надоевшего своими вопросами ребенка, не ссылки на усталость или на непонимание того, чего, собственно, он хочет, этот неугомонный человечек.Любящий родитель должен избегать формальности в разговорах, должен поймать момент, когда слово произнесенное может стать словом услышанным и понятым. Влияние семьи и внутрисемейных отношений на речевое развитие детей.
Первой школой общения ребенка становится семья, где дети усваивают систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции. Среди наиболее значимых условий является создание той атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят, любовь дает ему чувство защищенности и душевного комфорта. В таких условиях ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. В настоящее время существует множество проблем, связанных с семьей. Это и высокий процент разводов, и занятость родителей на работе, и эмоциональные перегрузки взрослых, которые негативно сказываются и на состоянии детей. Состояние эмоций и психики малыша зависит от «климата» в семье. Известно, что уже с первых дней жизни дети по- разному реагируют на тон обращения. В тот период жизни, когда слова еще не имеют смысловой значимости, ведущую роль в восприятии речи выполняет интонационная и ритмическая сторона фразы. Внутрисемейные отношения влияют на речевое развитие детей. Ребенок рано начинает копировать родителей, перенимает их плохие и хорошие качества. Практически все недостатки, которые привились на 1-2 году жизни, остаются надолго, порой на всю жизнь. С самых первых дней ребенок усваивает манеру говорить. Через общение происходит педагогическое внушение. Для успешного взаимодействия с ребенком необходимо использовать форму яркой, эмоциональной, доверительной беседы. Внушение - это не эпизод в воспитательной работе. Внушение должно носить характер постоянного, тонкого, последовательного, разнообразного влияния на ребенка. С детьми нужно всегда придерживаться спокойного, доброжелательного тона. Только спокойный человек может донести свою мысль другому. Беседу необходимо строить так, чтобы ребенок чувствовал, прежде всего, искреннюю заботу о нем, тогда появится доверие, исчезнут нервозность и беспокойство. Дети, прежде всего, воспринимают интонацию речи и реагируют соответственно этому. С детьми, по возможности, надо избегать многословия, чтобы, прежде всего, не потерять нить беседы и смысл ее. В разговоре совершенно недопустимы злые насмешки, грубые унизительные сравнения, ехидные уколы, всевозможные «ярлыки», различные обидные слова. Необходимо постоянно следить за своей речью, исключить употребление грубых, бранных, обывательских выражений. Нельзя пренебрегать народной мудростью: «Что у родителей слетит с языка, то ребенку скачет на язык». В обращении с ребенком совершенно недопустим оскорбительно-повелительный тон. Еще у некоторых взрослых бытует представление, что при разговоре с детьми речь нужно переиначивать на «детский лад» - с изобилием уменьшительных, ласкательных и еще каких – то не всякому понятных слов. На самом деле не существует специального «детского» языка, языка маленьких детей. Дети не воспринимают и умильное сюсюканье, и грубые жаргонные слова. Отсутствие или нехватка эмоционального и речевого взаимодействия матери с ребенком в раннем возрасте приводит к задержкам речевого и психического развития. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
Взаимосвязь развития мелкой моторики и речевой функции
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» - писал Джордано Бруно.Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь – пальцев рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Следовательно, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду тренировку не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.Создание благоприятной семейной атмосферыПомните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Игра «Из чего – какой» Изменить слова по образцу: Из дерева - Я боюсь, и она (он) боится Из железа - Я умываясь, … Из стекла - Я катаюсь, … Из кожи - Я обуваюсь, … Из камня - Я поднимаюсь, … Из пластмассы - Я занимаюсь, … Из бумаги - Я спускаюсь, … И менить слова по образцу: Изменить слова по образцу: приставка пере- приставка раз- гореть – перегореть бить – разбить варить - рубить – прыгнуть - грузить – жарить - бросать – думать - дразнить – красить - резать – кричать - думать – Назови одну: Игра «Из чего какое масло?» фасоль – фасолина из подсолнечника – подсолнечное масло горох - из льна – виноград - из сои – картофель - из кукурузы – макароны - из сливок – изюм - из шоколада – мармелад – Заменить первый звук в слове Заменить первый звук в слове на звук Р и произнеси новое: на звук Рь и произнеси новое: кот - хобот - бис - писк – мак - танец - сечь - печка – высь - нога - зябь - кепка – мука - мычать - лейка - пешка – козы - пугать - Изменить слова: сравнительная Изменить слова по образцу:степень прилагательных. Она (Мила) – он (Павел) Быстрый – ещё быстрее плавала долго – плавал долго хитрый - слушала слова – грязный - хлопала в ладоши – полезный - гладила платье – белый - целовала слона – интересный - плакала – широкий - положила – Назови маму и папу: Назови дни недели по порядку. телёнка - Ответь полным ответом. жеребёнка - Какой день сегодня? котёнка - Какой день был вчера? поросёнка - Какой день будет завтра? Кто что? Теленок пьет (что?) Коза ест (что?) Шофер ведет (что?) На что это похоже? Белое облако похоже на… Радуга похожа на… Паутина похожа на …Игра «Скажи наоборот». Игра «Скажи наоборот». (новые слова со зв. Л) (новые слова со зв. р-рь) Темный - Светлый лёгкий - Белый – Черный злой – тёплый - добрый - сухой – печальный – горячий - шершавый - чистый – последний – хороший - черный - длинный – сладкий – Я готовлю сам Варю суп из …, уху варю из …,сварю компот из …, салат сделаю из …, варенье варю из …, и т.п. Для чего или кого? Чайник нужен для…. Салатник для… Конюшня нужна для … Свинарник для … Кто где живет? В тундре мы встретим… В тайге много … В Африке живут … Кому что отдать?Яд и жало, панцирь и лапы, рога и копыта, хобот и бивни, грива и когти, рога и крылья и т.п. Один – многоВасилек …, ромашка…, береза…, бегемот…, медведь…, хомяк… Назови детенышей У кошки… У овцы… У свиньи … У курицы… У ослицы.. У курицы… Он – она Слон - ,волк - , еж - , орел - , тигр - , буйвол - , морж - Скажи ласково коза – стол - роза – нос – гриб – нос – Что лишнее? Лиса, зайчонок, волчонок, медвежонок. Огурчик, свекла, перчик, помидорчик. Дружок, санки, снежок, флажок. Что где лежит? Мыло…(мыльница), сахар…., чернила…, сухари …, и т.п. Сложи слово Кофе варит (кофеварка), Землю роет -…., огонь тушит - …, овощи режет - …, по снегу ходит - …, сталь варит - …, снег падает - …, сталь варит - …, мясо рубит - …, кору ест – Слова врагиВ сказке добро побеждает… Летом жара, зимой…Обидел враг, поддержал … Выключили свет, стало …Тепло на юге, холодно … Придумай новое слово Ехал (уехал, приехал, отъехал, заехал, подъехал, выехал и т.д.) Назови одним словом Стена из камня (каменная) Шапка из меха; салфетка из бумаги; шляпа из соломы; дорога из песка; шарф из пуха и т.д. Какой, какая, какое? Солнце (яркое, жаркое, красное и т.п.) Наоборот Вполз – выполз; Закрутил - … Включил - … Связал – развязал; Согнул - …АденоидыАденоиды часто называют «сторожевыми псами горла». Как и миндалины, они препятствуют проникновению в организм ребенка респираторных инфекции, но иногда сами воспаляются и отекают, увеличиваясь в размерах.Аденоиды — лимфатические железы в задней части горла, в месте соединения носового и ротового проходов. Лимфатические железы, включая аденоиды, вырабатывают белые кровяные клетки (лимфоциты), которые непосредственно борются с инфекцией. Аденоиды расположены таким образом, что они фильтруют и, как правило, уничтожают любой вирус, вдыхаемый через нос. Однако иногда избежать заболевания не удается. Причины.Аденоиды присутствуют в организме с самого рождения, но исчезают в период полового созревания. Они четче всего выражены у детей в возрасте от одного до четырех лет, т. к. именно в этом возрасте ребенок чаще всего подвергается воздействию новых видов инфекций и вирусов. Недостаточно изучен процесс заражения аденоидов, но на них воздействует любой возбудитель респираторной инфекции. Симптомы.Когда железы увеличиваются вследствие инфекции, они препятствуют прохождению воздуха через нос, и ребенку приходится дышать ртом. Это может вызвать сильный храп во время сна. Распухшие аденоиды придают речи «носовое» звучание; «м» звучит как «б», а «и» - как «д». Это происходит потому, что ребенок пытается закрыть рот для произнесения этих звуков, но не может этого сделать из-за заложенного носа. Кроме того, дыхание через рот очень сушит горло, и ребенок постоянно испытывает жажду.Когда аденоиды борются с инфекцией, белые кровяные клетки (как мертвые, так и живые) выделяются из носа в виде слизисто-гнойных выделений, которые заметно отличаются от прозрачных и водянистых выделений при простудном насморке. Ребенок втягивает носом воздух, пытаясь прочистить его, но выделения стекают по задней стенке горла, вызывая кашель. Кашель обостряется чаще ночью или во время дневного сна (т.е., когда ребенок находится в лежачем положении) и является типичным симптомом инфицированных аденоидов. Осложнения.Распухшие аденоиды могут заблокировать евстахиевы трубы, представляющие собой пару туннелей, проходящих через черепные кости от внутренней части барабанной перепонки уха к глотке. Их функция заключается в уравнивании давления внутри среднего уха с внешним давлением - они вызывают знакомый нам «хлопок» при глотании. Если трубы заблокированы увеличенными аденоидами, то давление не может быть сбалансировано.Однако главная опасность состоит в том, что естественные ушные выделения не могут вытекать наружу. Возникает явление «заложенного уха» - слуховой аппарат забивается выделениями, тем самым ухудшая слух. Сами выделения могут содержать инфекцию, что вызывает воспаление среднего уха. Это очень болезненное состояние, которое может навсегда ухудшить слух. Если болезнь запустить, то барабанные перепонки могут лопнуть. Таким образом, дети, у которых есть увеличенные аденоиды, чаще болеют отитами (воспалением уха). Лечение.Полоскания в данном случае не помогают. При лечении проблем, связанных с аденоидами, используют три типа лекарственных препаратов. Сосудосуживающие и антигистаминные средства можно купить без рецепта, но прежде чем начать их применять, нужно посоветоваться с врачом. Антибиотики продаются по рецептам.В качестве радикального средства используют аденоидэктомию, операцию по удалению аденоидов. Операция назначается в тех случаях, когда аденоиды достигают значительных размеров, значительно затрудняют носовое дыхание, нарушается речь, присутствует постоянный храп, появляются нарушения со стороны слуха или же ребенок часто страдает отитами. Методика проведения операции довольно проста, ее выполняют под общим наркозом в больнице.РЕБЕНОК-БИЛИНГВА - «ТО BE OR NOT TO BE ? THAT IS THE QUESTION»В современном мире знание иностранного языка — большой плюс. И родители начинают все чаще обучать детей иностранному языку с раннего возраста, добиваясь иной раз пределов совершенства, сделав из ребенка билингву. Столь непривычным для русского уха словом на Западе называют детей, которые в равной степени владеют двумя языками.Известно, что на сегодняшний день детский билингвизм охватывает почти половину детей на нашей планете. Предполагают, что эта тенденция будет наблюдаться и дальше. Удивились? На самом деле ничего странного здесь нет. В любой республике или автономном округе Российской Федерации население почти полностью говорит на двух языках - русском и национальном.С позиции ученых билингвизм - это особое психологическое явление, когда человек, в состоянии не задумываясь переходить с одного языка на другой, при этом, не путая грамматические шаблоны и свободно воспроизводя обе фонетические системы.Двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать и анализировать, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.Если вы все-таки решитесь растить билингву, приготовьтесь к тому, что хотя бы три месяца в году ваш ребенок должен проводить в стране изучаемого языка, например в летних образовательных лагерях, где он будет общаться со своими сверстниками на изучаемом языке. Посещать дополнительные языковые занятия ему тоже придется. Но главное - вы будете обязаны создать дома языковую среду, а также стимулы для изучения языка. Помните рассказы про Ленина: один день семья Ульяновых говорила на немецком, второй - на французском, третий - на итальянском. В результате Владимир Ильич владел, чуть ли не девятью языками. Даже если ваши планы на ребенка более скромные, вам так или иначе придется говорить с ним на иностранном языке.В идеале начать говорить с ребенком на втором языке должен новый для него человек. Выходом в такой ситуации будет общение на английском с няней или гувернанткой. Дело за малым - найти англоязычную, профессионально обученную няню. В зависимости от возраста ваш ребенок заговорит на языке через 4-6 месяцев, а уже через год его трудно будет отличить от сверстника-англичанина, Но это при условии, что он будет проводить со своей Мери Поппинс 8-10 часов в день.Родители должны также участвовать в билингвальном воспитании своего ребенка. Например, они могут просить его обращаться по-английски к няне с какой-то просьбой и интересоваться, что она отвечает. Тем самым вы поможете ребенку в расширении его словаря на двух языках и в развитии способности быстро переключаться с одного языка на другой. Если взрослый не знает английского языка, он может попросить ребенка «научить» его. Дети и сами с удовольствием «дают уроки», любят играть в школу, особенно если они играют роль учителя. Практика показала, что некоторые взрослые (мамы, папы и даже бабушки), никогда ранее не учившие английский язык, тоже начинают говорить на нем. Следовательно, при желании «языковую пользу» в такой ситуации извлекают все члены семьи, где растет билингвальный ребенок. Это способствует сближению членов семьи, что, согласитесь, тоже немаловажно. Если вам не по нраву вариант с англоязычной экономкой и вы сами прекрасно владеете языками, то вы самостоятельно сможете создать дома оптимальную языковую среду. Хорошо, если нерусскую речь ребенок будет слышать только от одного из родителей, который, к тому же, проводит с ним не очень много времени. Скорее всего, это папа. Кстати, если отец будет всегда общаться со своим потомком, скажем, поанглийски, то этот язык отложится в голове ребенка, как средство общения с папой. То есть английский станет неким «особым» языком, которым все другие не владеют, а значит будет вдвойне интересен.Также возможно специальное обучение новому языку в игровой форме. Например, появление новых игрушек можно связать с изучаемым языком, убедив ребенка в том, что эта кукла не понимает по-русски, т. к. она приехала из Англии, имя у нее тоже английское и с другими куклами она не сможет играть, если ей не помочь. То же самое можно сказать и о новых домашних животных. Родителям, если они владеют языком, рекомендуется разговаривать с новыми игрушками тоже по-английски.Конечно, организация специальной билингвистической среды дома для ребенка-монолингва - задача порой непосильная для родителей. Специализированные центры и школы - их активные помощники на этом пути. Даже если вы с самого рождения окружили малыша двумя языками, не стоит игнорировать занятия с педагогом, Дело в том, что двуязычная лексика в детской голове может перемешаться, произношение прийти к некому усредненному варианту. Единственное средство от этого - занятия с педагогом. Он поможет ребенку разобраться в многочисленных кальках и шаблонах, ненавязчиво объяснит ему нормы употребления слов.При выборе учебного заведения для своего ребенка в первую очередь следует обращать внимание на методику преподавания иностранного языка. В профессиональном образовательном учреждении вам обязательно расскажут, по какой методике работают преподаватели, в чем заключается ее суть, каковы ее преимущества. Не секрет, что многие недавно сформировавшиеся школы не имеют никакой определенной методики.Второе, на что следует обратить внимание - это форма организации занятий. Именно от нее зависит, усвоит ли ваш вундеркинд знания. Чем разнообразнее деятельность педагога в ходе занятия, тем лучше материал будет усваиваться детьми. Помимо этого, разумеется, необходимо учитывать уровень владения иностранным языком самого педагога. Идеально, если педагог - носитель языка, хорошо, если русский педагог владеет иностранным на уровне носителя языка. И, конечно же, педагог потому и педагог, что любит детей, понимает их интересы и умеет с ними работать.Можно разнообразить процесс обучения домашними занятиями, к примеру, с помощью мультимедийных программ. Здесь тоже важно выбрать программу, построенную на использовании современных педагогических принципов, поэтому лучше ориентироваться на продукцию известных разработчиков.Большинство родителей волнует вопрос: когда надо начинать учить иностранный язык? Идеально, если ребенок будет сталкиваться с иностранным языком с первого месяца жизни. В любом случае, помните правило - чем позже человек начинает учить язык, тем меньше у него шансов им овладеть. Начинающие серьезно заниматься языком в 11 лет рискуют не стать билингвами никогда. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме и с естественным произношением. Ошибки и трудности, неизбежные при позднем изучении иностранного языка, объясняются доминирующей ролью родного: мы автоматически переносим грамматические конструкции и произношение родного языка на иностранный. У ребенка стереотипы еще не сложились, и ему легче усваивать два языка параллельно. Конечно, иностранный язык можно выучить и став взрослым и занятым человеком, но если можно облегчить этот путь для своего ребенка, то почему бы этого не сделать? Так или иначе, «to be or not to be?» - решать вам.
Этапы развития детской речи. От 0 до 7 лет
К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу")
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.
4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий